Евгений Севастьянов «Сумеречный свет»

26.11-20.01.2014

Живопись как знаковая система всегда становилась примечательным объектом исследования. В семиологии есть ключевое понятие, которое заключается в нашем отсутствии способности напрямую познавать окружающий мир. Он открывается для нас только посредством символических структур, которые мы сами же и создаем. В сущности, визуальное искусство, а в особенности живопись – это одна из подобных символических сфер, позволяющих нам всеобъемлюще смотреть на действительность. По этой причине сам акт смотрения на живописное полотно подчас способен обнажить логику познания скрытых в нем смыслов. При этом различные элементы картины -контраст света и тени, тон, характер мазка или линии — являются ретрансляторами определенного типа мышления и восприятия.

Сегодня знаковость оказывается по-прежнему не менее важной формой репрезентации собственного мироощущения. Молодой художник Евгений Севастьянов преимущественно работает с крайне ядовитым, почти кислотным колоритом, намеренно выбирая силуэтный характер формы. Однако, он не деконструирует ее до уровня утраты узнаваемых очертаний. Достигая почти галлюцинирующего эффекта, он воплощает ее пограничное состояние, балансируя на грани разрушения.

«Сумеречный свет» представляет собой серию монументальных и крайне экспрессивных образов, которые по своему типу довольно универсальны. Впрочем, многие из изображаемых знаков приближены к своим реальным аналогам, в которых угадывается специфика локального культурного контекста. Иногда подобный выбор мотивирован желанием наделить столь сопоставимые знаковые позиции определенными моральными основаниями. В данном случае художник сознательно отходит от такой очевидной и односторонней интерпретации. Для него искусство не является универсальной системой, претендующей лишь на формирование абсолютного духовно-практического стержня. Искусство всегда оперирует в гораздо более широком интеллектуальном и эстетическом поле, приоткрывая все многообразие бушующего накала страстей.

Анна Ильченко